При заполнении карты я испытывала желание поставить отметку «обычно» сразу в двух или трех столбцах, или поставить отметки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не ставя совсем отметку «обычно». Но затем, мы с коллегами, воспользовавшись пояснительной запиской к методике работы с нормативной картой развития Н.А. Нежнова и Н.А Коротковой для себя поняли: что отметку «обычно» можно поставит лишь в одном столбце, но эта отметка должна стоять обязательно. И это означает, что я относительно данного ребенка затрудняюсь оценить и на следующей неделе понаблюдаю за ним ещё раз в этой сфере.
В итоге заполнения карты развития появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка в данной сфере инициативы и картина всей группы по отношению к общепринятым возрастным нормативам.
Заполнив карту, я ориентируюсь, прежде всего, на отметку «обычно». Линия этой отметки (проведенная по всей группе) означает наличный уровень развития отдельных детей и всей группы.
Если эта линия попадает в соответствующий возраст группы нормативный возрастной диапазон, значит, дела обстоят благополучно, и воспитатель может продолжать использовать выбранную ранее тактику организации образовательного процесса.
Если основная часть детей по отметке «обычно» оказывается в предшествующем нормативном возрастном диапазоне (по одной или нескольким сферам инициативы), мне и моим коллегам следует пересмотреть тактику организации образовательного процесса.
Для эксперимента мы с коллегами наблюдали за детьми средней группы детского сада, в возрасте от 3 до 4лет. Оценка проводилась в середине учебного года (январь).
Таким образом, мы можем проанализировать имеющуюся здесь индивидуально-групповую картину развития.
По отметкам «обычно» почти половина группы обнаруживает благополучные позиции, попадая или в соответствующий возрасту нормативный диапазон (второй уровень – второй столбец), или даже обнаруживая характеристики более высокого уровня (2 ребенка – на третьем уровне, это как раз самые старшие дети). При этом последовательность отметок «нет – обычно – нет» свидетельствует об очень стабильной позиции ребенка на данном уровне, последовательность отметок «нет – обычно – изредка» свидетельствует о том, что ребенок уже начал осваивать более высокий уровень.
Часть детей, для которых отметки «обычно» попали в первый столбец, но за ними следует отметка «изредка» во втором столбце, не должны вызывать беспокойства, они уже на пути к следующему уровню, им нужно лишь расширить данную сферу практики.
Тревогу в данной ситуации должен вызывать лишь последний в списке ребенок, получивший следующую последовательность отметок «обычно – нет – нет». Это означает, что он прочно застрял на предшествующем уровне и нуждается в особом внимании и нам необходимо обратиться за помощью к специалистам.
В дополнение к карте развития составляется ещё и карта психологического фона развития.
Назначение данной карты – помочь воспитателю контролировать психологический фон развития ребенка. В ее основу положены представления, согласно которым в дошкольном возрасте помимо формирования у ребенка инициативности происходит процесс своего рода «подтверждения» тех субъектных психологических образований, которые формировались на предыдущих этапах онтогенеза: базисного доверия (открытости) к миру и к себе и самостоятельности. Это «подтверждение» (или не подтверждение) указанных образований определяется тем, насколько успешно и самостоятельно ребенок справляется с кругом тех бытовых, социальных и личностных задач, которые составляют функциональный фон его жизнедеятельности. Предлагаемая карта содержит перечень основных позиций, позволяющий воспитателю систематически удерживать в поле внимания этот процесс.
К числу таких позиций мы отнесли: решение бытовых задач (самообслуживание); осуществление контактов с взрослыми; осуществление контактов со сверстниками; поддержание положительного отношения к себе.
Указанные стороны жизнедеятельности ребенка отвечают важнейшим человеческим потребностям – в физическом комфорте, безопасности, сопричастности к жизни группы, душевной близости, уважении и самоуважении. В случае, если какие-то из названных задач остаются нерешенными, это создает предпосылки неудовлетворенности и, возможно, невротизации ребенка, что нарушает нормальный ход его жизнедеятельности и развития. Поэтому контроль над этими процессами может рассматриваться как осуществление психопрофилактической функции.
Карта психологического фона развития оформлена в виде рабочей матрицы, где вертикаль задает совокупность позиций и показателей, а горизонталь – фамилии и имена детей.
Данная карта заполняется одновременно с картой развития. Основой оценки служат данные наблюдений за ребенком во всех сферах его жизнедеятельности.
Заполняя карту, воспитатель ставит против фамилии каждого ребенка отметки во всех колонках, используя два вида маркировки: «да» и «нет».
Специфика сбора материала по данной карте состоит в том, что метод внешнего наблюдения может оказаться недостаточным для уверенного заполнения матрицы. Например, чтобы убедиться, что ребенок «Ест то, что нравится и сколько захочет» или «Пользуется туалетом по потребности», потребуется навести справки на этот счет у родителей или доверительно поговорить с ребёнком.
По результатам заполнения карты я могу судить, какие трудности имеются у тех или иных детей группы и наметить действия к скорейшему преодолению этих трудностей, постепенно формируя у детей способности самостоятельно решать соответствующие проблемы.
Заполнение карты должно быть особенно вдумчивым, если ребёнок испытывает психологический дискомфорт.
Нормативная карта развития
4. Познавательная инициатива – любознательность (наблюдение за познавательно – исследовательской и продуктивной деятельностью) список группы |
1 уровень Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. |
2 уровень
Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что, как, зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.
|
3 уровень
Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо)
|
Нормативная карта развития
2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью) список группы |
1 уровень Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. |
2 уровень Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»). |
3 уровень Обозначает конкретную цель, удерживает её во время работы; фиксирует конечный результат; стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит её до конца. |
Нормативная карта развития
3. Коммуникативная инициатива. (наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной) список группы |
1 уровень Обращает внимание сверстника на интересующего самого ребенка действия («Смотри…»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого. |
2 уровень Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение – побуждение («Давай играть, делать…»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера. |
3 уровень В развернутой словестной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия. |