Глава 2. Создание портрета ребёнка 3-4 лет
Рассмотрев интегративные качества ребенка, описанные в Программе Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Веракса Н.И. [10], а также более подробно рассмотрев карты развития, можно проследить особенности детей 3-4 лет и проанализировав их, можно создать портрет ребёнка.
В этом возрасте дети осваивают различные виды деятельности: бытовую, игровую, трудовую, художественную, развивается интеллект и способности ребёнка. Происходит дальнейшие развитие психических процессов: восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. Ведущий вид деятельности – игра. У ребёнка неустойчивое внимание, он быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым. В общении с ним ребёнок получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. Развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённую роль и подчиняет им своё поведение. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способность к сопереживанию. Возрастает любознательностей детей, увеличивается словарный запас. В игровой форме взрослый организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. Детей привлекают игры-экспериментирования со специально – предназначенными для этого игрушками. Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет. Приучать детей вступать в игровые диалоги, сначала с воспитателем, а затем со сверстниками. С помощью дидактических игр решают мыслительные задачи. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведении ребёнка ещё ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Взаимоотношения проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Уже могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликт возникает преимущественно по поводу игрушек. Мышление носит наглядно – образный характер. Внимание, память, мышление остаются непроизвольными, речь находится в стадии формирования, ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент. В этом возрасте ребёнок противоречит не только родителям, взрослым. Но и самому себе. Проявляется «Кризис 3 лет». Возрастает упрямство. Ребёнок хочет, что бы его спросили мнение, чтобы посоветоваться с ними.
Глава 3. Апробация эффективности разработанных инструментов.
При помощи карты развития я эффективнее, с меньшими затратами, зафиксировала результаты, достигнутые детьми.
Предложенная система мониторинга осуществляется с использованием карт развития. Оценка промежуточных результатов освоения Программы связана с выделением параметров, отражающих характерные для данного возрастного периода достижения, структурированные в соответствии с образовательными областями. Эти достижения — следствие решения программных образовательных задач. Подобное построение системы мониторинга, с одной стороны, не опускается до формального подхода повторного перечисления образовательных задач, но уже с оценкой «освоено / не освоено», а с другой — в силу раздробленности по образовательным областям, не достигает уровня интегральных показателей развития, но является информативным с точки зрения оценки эффективности психолого – педагогической работы.
Параметры разработанных листов оценки отражают достижения ребенка к концу учебного года. Данные оценки показывают, успешно ли осваивает ребенок программное содержание или в каких-то образовательных областях присутствуют проблемы. Разрешение обнаруженных проблем возможно в следующем учебном году. Однако более целесообразной представляется другая схема, предполагающая обследование детей по этим же листам оценки и в начале учебного года. Это связано не только с требованиями получения формальных результатов оценки развития воспитанников за год, но и имеет следующий смысл. Проведение оценки в начале года, разумеется, обнаружит по ряду параметров уровень еще только «близкий к достаточному» и это значит, что то или иное умение находится в процессе становления и свидетельствует о нормальном ходе развития. Обнаружится также и «недостаточный» уровень, который послужит для педагога меткой, указывающей на область, нуждающуюся в повышенном внимании. Подобная оценка усиливает линию индивидуального подхода к развитию воспитанников и вовремя осуществляет корректировку хода развития.
Заполнение листов оценки по многим пунктам не требует специально организованных процедур. Они заполняются на основе данных, полученных при наблюдении за ребенком, в ходе совместной деятельности, в результате бесед с родителями. Такой подход на первый взгляд создаёт впечатление некоторой ненадежности, приблизительности оценки. Ребенок проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Если он что-то знает, но может использовать новое знание только в рамках той ситуации, в какой этот новый опыт был получен или только в ответ на вопрос, но в реальной жизни его не применяет — это означает, что такое знание и опыт не обобщены, не стали достоянием деятельности ребенка. Поэтому положительная оценка (которую ребенок может получить при, например, опросе) не будет отражать реального уровня его развития. И наоборот: предложение детям стандартизированных тестов и методик может дать заниженные результаты, если ребенок в момент выполнения задания был чем-то расстроен, устал, хотел играть, был по какой-либо причине возбужден и не смог сосредоточиться и пр. Ежедневные наблюдения педагогов данной группы выступают в этом случае достаточно надежным источником оценки. Это не значит, что мы отказываемся от других методов обследования. Просто эти методы, занимающие достаточно много времени, не всегда интересны детям.
Почему так сделано? Если ребенок по листам оценки показывает хороший ход развития, то нет смысла «мучить» его и педагогов дополнительными обследованиями и измерениями. Если имеются проблемы, объективно показывающие результаты листов оценки, тогда необходимо комплексное обследование ребенка. Его в обязательном порядке проводит профессионал, т.е. человек, умеющий правильно проводить обследования подобного рода, корректно использовать стандартизированные, высокоформализованные методы оценки. Как правило, это психолог, поскольку образование воспитателя не предполагает подобного обучения.
Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей (что не противоречит его индивидуализации), карта развития задана как индивидуально-групповая.
Мне понравилось то, что удобнее видеть сразу всю картину группы по каждой сфере инициативы. Это творческая инициатива, инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная инициатива, познавательная. Она делится на три качественных уровня, характерных для этого возраста.
Карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.
Удобно заполнять карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не в поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности с взрослым.
Не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки я использовала те сведения, которые уже были у меня. Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.
Заполняя карту, я против фамилии каждого ребенка делаю отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:
- «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
- «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
- «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).
Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка «обычно». Метка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.
В двух оставшихся столбцах проставляются метки «изредка» и «нет». Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз, или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.
Вначале мне было сложно уяснить, что оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровни – качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы.
Конфигурация отметок против фамилии ребенка в заполненной карте может выглядеть примерно так:
нет – обычно – изредка;
изредка – обычно – изредка;
нет – обычно – нет;
обычно – изредка – нет; и т.п.