Страница обновлена 26.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Любим

Страница обновлена 26.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Любим

Глава 2. Создание портрета ребёнка 3-4 лет

Рассмотрев интегративные качества ребенка, описанные в Программе Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Веракса Н.И. [10], а также более подробно рассмотрев карты развития, можно проследить особенности детей 3-4 лет и проанализировав их, можно создать портрет ребёнка.

В этом возрасте дети осваивают различные виды деятельности: бытовую, игровую, трудовую, художественную, развивается  интеллект и способности ребёнка. Происходит дальнейшие развитие психических процессов: восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. Ведущий вид деятельности – игра. У ребёнка неустойчивое внимание, он быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым. В общении с ним ребёнок получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. Развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённую роль и подчиняет им своё поведение. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способность к сопереживанию. Возрастает любознательностей детей, увеличивается словарный запас. В игровой форме взрослый организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. Детей привлекают игры-экспериментирования со специально – предназначенными для этого игрушками. Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет. Приучать детей вступать в игровые диалоги, сначала с воспитателем, а затем со сверстниками. С помощью дидактических игр решают мыслительные задачи. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведении ребёнка ещё ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Взаимоотношения проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Уже могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликт возникает преимущественно по поводу игрушек. Мышление носит наглядно – образный характер. Внимание, память, мышление остаются непроизвольными, речь находится в стадии формирования, ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент. В этом возрасте ребёнок противоречит не только родителям, взрослым. Но и самому себе. Проявляется «Кризис 3 лет». Возрастает упрямство. Ребёнок хочет, что бы его спросили мнение, чтобы посоветоваться с ними.

Глава 3. Апробация эффективности разработанных инструментов.

При помощи карты развития я эффективнее, с меньшими затратами, зафиксировала результаты, достигнутые детьми.

Предложенная система мони­торинга осуществляется с исполь­зованием карт развития. Оценка промежуточных результатов ос­воения Программы связана с выделением параметров, отража­ющих характерные для данного возрастного периода достижения, структурированные в соответ­ствии с образовательными обла­стями. Эти достижения — след­ствие решения программных об­разовательных задач. Подобное построение системы мониторинга, с одной стороны, не опускается до формального подхода повтор­ного перечисления образователь­ных задач, но уже с оценкой «ос­воено  / не освоено», а с другой — в силу раздробленности по обра­зовательным областям, не дости­гает уровня интегральных пока­зателей развития, но является информативным с точки зрения оценки эффективности психолого – педагогической работы.

Параметры разработанных ли­стов оценки отражают достиже­ния ребенка к концу учебного года. Данные оценки показывают, успешно ли осваивает ребенок программное содержание или в каких-то об­разовательных областях присутствуют проблемы. Разрешение об­наруженных проблем возможно в следующем учебном году. Однако более целесообразной пред­ставляется другая схема, предполагающая обследование детей по  этим же листам оценки и в на­чале учебного года. Это связано не только с требованиями получения формальных результатов оценки развития воспитанников за год, но и имеет следующий смысл. Про­ведение оценки в начале года, разумеется, обнаружит по ряду параметров уровень еще только «близкий к достаточному» и это значит, что то или иное умение находится в процессе становления и свидетельствует о нормальном ходе развития. Обнаружится также и «недостаточный» уровень, кото­рый послужит для педагога мет­кой, указывающей на область, нуждающуюся в повышенном внимании. Подобная оценка уси­ливает линию индивидуального подхода к развитию воспитанни­ков и вовремя осуществляет кор­ректировку хода развития.

Заполнение листов оценки по многим пунктам не требует спе­циально организованных проце­дур. Они заполняются на осно­ве данных, полученных при на­блюдении за ребенком, в ходе совместной деятельности, в ре­зультате бесед с родителями. Такой подход на первый взгляд создаёт впечатление неко­торой ненадежности, приблизи­тельности оценки. Ребенок прояв­ляет свои способности в ходе ре­альной деятельности. Если он что-то знает, но может исполь­зовать новое знание только в рамках той ситуации, в какой этот новый опыт был получен или только в ответ на вопрос, но в реальной жизни его не приме­няет — это означает, что такое зна­ние и опыт не обобщены, не ста­ли достоянием деятельности ре­бенка. Поэтому положительная оценка (которую ребенок может получить при, например, опросе) не будет отражать реального уров­ня его развития. И наоборот: предложение детям стандартизи­рованных тестов и методик мо­жет дать заниженные результаты, если ребенок в момент выполне­ния задания был чем-то расстроен, устал, хотел играть, был по какой-либо причине возбужден и не смог сосредоточиться и пр. Ежедневные наблюдения педагогов данной  группы выступа­ют в этом случае достаточно на­дежным источником оценки. Это не значит, что мы отказываемся от других методов об­следования. Просто эти методы, занимающие достаточно много времени,  не всегда интересны детям.

Почему так сделано? Если ре­бенок по листам оценки пока­зывает хороший ход развития, то нет смысла «мучить» его и пе­дагогов дополнительными обсле­дованиями и измерениями. Если имеются проблемы, объективно показывающие результаты лис­тов оценки, тогда необходимо комплексное обследование ре­бенка. Его в обязательном поряд­ке проводит профессионал, т.е. человек, умеющий правильно проводить обследования подоб­ного рода, корректно использо­вать стандартизированные, высокоформализованные методы оценки. Как правило, это психо­лог, поскольку образование вос­питателя не предполагает подоб­ного обучения.

Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей (что не противоречит его индивидуализации), карта развития задана как индивидуально-групповая.

Мне понравилось то, что удобнее видеть сразу всю картину группы по каждой сфере инициативы. Это творческая инициатива, инициатива как целеполагание  и волевое усилие, коммуникативная инициатива, познавательная. Она делится на три качественных уровня, характерных для этого возраста.

Карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.

Удобно заполнять  карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не в поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности с взрослым.

Не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки я использовала те сведения, которые уже были у меня. Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

Заполняя карту, я против фамилии каждого ребенка делаю отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

-   «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

-  «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

-   «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Из трех описаний следует выбрать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере (как правило, ребенок действует именно таким образом); в данном столбце ставится метка «обычно». Метка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.

В двух оставшихся столбцах проставляются метки «изредка» и «нет». Каждую из этих меток допустимо ставить против фамилии ребенка дважды, один раз, или обойтись без одной из них. Главное, чтобы все столбцы были отмечены. 

Вначале мне было сложно уяснить, что оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровни – качество), а не частота появления  по  сравнению с другими сферами инициативы.

Конфигурация отметок против фамилии ребенка в заполненной карте может выглядеть примерно так:

нет – обычно – изредка;

изредка – обычно – изредка;

нет – обычно – нет;

обычно – изредка – нет; и т.п.

[1] [2] [3] [4]

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×