Карта достижений планируемых результатов при освоении основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
Введение
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении, на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
Разработка психолого-педагогического мониторинга освоения образовательной программы детьми в дошкольном учреждении является в настоящее время весьма острой и актуальной проблемой. Каждая образовательная программа, которая разрабатывается или дорабатывается в соответствии с ФГОС [7] и позиционируется как примерная, должна содержать описание планируемых результатов и системы мониторинга достижения этих результатов детьми.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести, освоив Программу, разработанную каждым дошкольным учреждением на основе примерной. Динамику становления этих интегративных качеств должны отражать промежуточные результаты по всем направлениям развития детей в каждый период дошкольного возраста.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка. Путём наблюдений за дошкольником, бесед, экспертных оценок, ориентированных методик, тестирования, скрининг тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связанным с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации в оптимальные сроки [7].
Одним из элементов системы мониторинга является оценка промежуточных и итоговых результатов. Соответственно главной задачей стал поиск и обоснование оптимального диагностического инструмента, поскольку использование существующих диагностических методик оказалось неэффективным в силу следующих обстоятельств:
во-первых, в соответствии с ФГОС, результатами являются интегративные качества, что делает невозможным использование педагогической диагностики в привычном ее понимании. Использование диагностических проб, направленных на выявление приобретенных в ходе освоения программы ЗУН не соответствует современным требованиям к дошкольным образовательным программам. Исследование интегративных качеств как результатов образовательной деятельности обусловливает необходимость иных средств оценки;
во-вторых, исследование интегративных качеств является по своей сути педагогической диагностикой психического развития. И важно, чтобы диагностический инструмент позволял именно педагогам оценить это развитие, не заменяя собой психологическую диагностику;
в-третьих, проведение диагностических процедур должно быть несложным и экономичным по времени. Мониторинг не является самоцелью: оценка результатов освоения программы осуществляется с целью оптимального построения образовательной работы с дошкольниками.
В качестве средства диагностики может быть выбрана карта развития, которая позволяет отследить развитие каждого ребенка группы и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия психолога или методиста.
Цель: представление опыта работы по апробации инструмента мониторинга (карты) достижения детьми образовательных результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и подходы к написанию карты достижения планируемых результатов;
2. Создать портрет ребёнка 3-4 лет в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3. Апробировать эффективность разработанных инструментов на практике.
Глава 1. Анализ теоретических источников, подходов к написанию карты достижения планируемых результатов
Результаты применения метода ведения карт развития, как отмечается в психолого-педагогической литературе [14], дают довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеют большую ценность для организации образовательного процесса. Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса (Н.А.Короткова, Нежнов П.Г.) [3].
Использование воспитателем карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом (О.М.Дьяченко) [2].
Выделенные и включенные в карту развития показатели развития ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей на занятиях, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.
Показатели в картах развития отражают теоретические представления авторов этих разработок об основных моментах развития дошкольников, о тех качествах, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.
Один из примеров таких разработок – карта развития, разработанная О.М.Дьяченко, Т.В. Лавреньтевой и др. [2].
При ее составлении авторы исходили из того, что наиболее важным показателем развития дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности, которая, с одной стороны, является источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – областью проявления его достижений. Оценка развития любого вида детской деятельности в данной карте развития происходит по двум характеристикам:
1) по умению детей использовать в своей деятельности различные средства, существующие в культуре;
2) по уровню овладения детьми операционально-технической стороной деятельности.
Помимо этого в карте развития отражены характеристики различных сфер развития ребенка, ориентируясь на которые воспитатель может получить углубленное и расширенное знание о ребенке: двигательной сферы; умственного развития и развития речи; социального развития. Полученные знания о детях, по мнению авторов, могут быть использованы для оказания помощи и поддержки ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.
Еще один пример – карта развития, предложенная Н.А.Коротковой и П.Г.Нежновым [3]. Она основана на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности. Карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника.
В рассматриваемой карте развития выделяются четыре сферы инициативы:
· творческая;
· целеполагания и волевого усилия;
· коммуникативная;
· познавательная.
В каждой сфере в свою очередь выделяются три качественных уровня, отражающие сдвиги в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности, типичные для определенного возрастного диапазона. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид культурной практики детей (сюжетную игру, познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность). Каждый уровень определенной сферы инициативы имеет подробную характеристику и определяется ключевыми признаками. Таким образом, представленная в виде таблицы нормативная карта развития содержит «образ» дошкольника, типичный для определенного возрастного диапазона, и путь, который необходимо пройти дошкольнику в определенной сфере инициативы.
Карта развития заполняется воспитателем три раза в год – в начале, в середине и в конце учебного года – на основе наблюдений ребенка в свободной самостоятельной деятельности. Воспитатель оценивает частоту проявления ключевых признаков каждого из трех уровней определенной сферы инициативы: он является типичным для ребенка («обычно»); не характерен, но проявляется время от времени («изредка»); не проявляется совсем («нет»). Каждую из предлагаемых «меток» можно давать ребенку дважды, один раз или не использовать вовсе.
Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности. Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. То есть, воспитатель сможет увидеть, соответствует ли развитие различных сфер инициативы конкретного дошкольника возрастному нормативу.
В дополнение к карте развития Н.А.Короткова и П.Г.Нежнов предлагают карту психологического фона развития, которая проявляет «субъективные психологические образования, которые формировались на предыдущих этапах онтогенеза» [3]. Воспитателям предлагается отметить наличие («да») или отсутствие («нет») определенных проявлений в решении ребенком бытовых задач (самообслуживание), в его общении с взрослыми и сверстниками и в поддержании положительного отношения к самому себе. Данная карта поможет воспитателю увидеть трудности, которые могут испытывать дети при решении соответствующих проблем.
Таким образом, карта развития разрабатывалась различными исследователями, применялась на практике, и не вызывает сомнения как надёжный инструмент оценки развития ребёнка. Вопрос, насколько это может быть применимо в соответствии с ФГОС?
Рассмотрим на примере программ, которые применяются в практике дошкольных учреждений.
Программа «Истоки». Авторы: коллектив центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Основная цель в разностороннем развитии ребёнка, формирование способностей соответствующих возрастным возможностям, развития, сохранения и укрепления их здоровья. Как считают авторы, личность ребёнка имеет ряд ведущих характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность. А также основанием являются: концепция психологического возраста, как этапа развития, отношением между ребёнком и взрослым, видам деятельности, психологическим достижениям. В программе приведены параметры выпускника детского сада. Способность вступать в общение со знакомыми взрослыми, избирательность, устойчивость во взаимодействии со знакомыми детьми, умение чувствовать настроение близких людей, оказывать эмоциональную поддержку. Система мониторинга предлагает мониторинг промежуточных результатов освоения программы и оценку итоговых результатов её освоения. Исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка путём наблюдений, бесед, экспертных оценок, создания педагогических ситуаций, бесед с родителями.
Авторы общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракс; Т.С. Комарова; М.А. Васильева, предлагают при организации мониторинга включать два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития на основе оценки развития интегративных качеств ребёнка. Мониторинг на основе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Форма проведения представляет собой наблюдение за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Мониторинг позволяет выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы.
В методических рекомендациях по разработке основной общеобразовательной программы предлагаются подходы оценки результатов освоения дошкольной образовательной программы, которая должна проводиться «на входе» (до образовательной работы) и «на выходе» (после образовательной работы). Что предполагает возможность, оценивая как итоговых, так и текущих (промежуточных) результатов. Должна диагностироваться, с одной стороны, игровая деятельность, уровень наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование развития самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчёркивал, что предметом диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции, а операционные единицы деятельности. С его точки зрения даётся возможность наметить необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития. По итоговым результатам можно создать портрет «выпускника» [11].
Проанализировав литературу и некоторые программы, я пришла к выводу, что в настоящем перед воспитателем встает задача проведения мониторинга, а в Программе воспитания и обучения « От рождения до школы» Н.Е. Веракса; Т.С. Комаровой; М.А. Васильевой отслеживаются все интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Особенности образовательного процесса с ФГОС, содержат указание на то, какие виды деятельности можно считать применяемыми: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, в совместной деятельности со сверстниками и становится самостоятельной. Образовательные задачи в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослым (в ходе режимных моментов) непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организаций детских видов деятельности, и в самостоятельной деятельности детей. В исследованиях Н.А.Коротковой, выделяются признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации. Одно из требований – построение образовательного процесса адекватных возрасту работы с детьми. С ФГОС слово «занятие» наделяется новым смыслом – занимательное дело. Разработчики ФГОС предлагают определённые формы работы с детьми. Например, двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы. Но как такового инструмента для проведения данного мониторинга в психолого – педагогической литературе, современных программах не представлено. В тоже время есть успешный опыт использования Карт развития, дневников наблюдения за развитием ребенка [3, 2, 12, 15]. Выскажу предположение, что данный инструмент можно использовать для постоянного слежения (мониторинга) за достижением детьми образовательных результатов.