Страница обновлена 26.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Любим

Страница обновлена 26.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Любим

Непосредственная образовательная деятельность по теме:

 «Воздух – что это»

Старшая группа

Цель: Развивать познавательную активность  ребенка в процессе экспериментирования,   расширять знания о воздухе.                                                                                                                                     

Задачи: Формирование у детей умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения   (коммуникация, познание, социализация). Формировать  диалогическую и монологическую речь в процессе со взрослыми, используя имеющиеся  у детей представления о воздухе (коммуникация, познание, социализация).                                                  

Ход деятельности:

Настроенье наше каждый день меняется, потому что каждый день что-нибудь случается. То мы злимся. То улыбаемся, то грустим. То удивляемся, то, бывает, испугаемся, то, бывает, посидим, помечтаем, помолчим.   

Воспит: Давайте начнём наш день только с хорошего настроения.  Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Подумайте, как хорошо нам сегодня вместе. Мы спокойны, добры, здоровы.  Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите, что нас окружает?

Дети: Нас окружают различные вещи: мебель, стены, потолок. А ещё чего необычного вы увидели?    На столе стоит красивая коробка. Вы хотите узнать, что у неё внутри?

Открываем коробку.

Дети: Она пустая.

Воспит: Я с вами не согласна, она не пустая, в ней что-то есть, а что вы узнаете. Слушайте загадку:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, он не видимый, но всё же без него мы жить не можем.

(воздух)

Что это? Без чего мы не можем жить?

Дети: Воздух.

Воспит: Правильно мы сегодня поговорим о нем. Видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет.

Воспит: Раз мы его не видим, какой воздух?

Дети: невидимый, прозрачный.

Воспит: невидимый значит, его нет вовсе.  Как доказать, что воздух есть? Чтобы его увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу ловить вас воздух?

Опыт 1.  (Поймаем воздух)

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

В.: Давайте  наберем  в пакет воздух и закрутим  его. Что случилось с пакетом?

Дети. Пакет стал толстый.  Он  полон воздуха,  и  похож на подушку.

Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

В.:  Какой мы можем сделать вывод? Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 (Воздух в человеке)

 В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом).  Давайте  это проверим,  сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.  Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)  Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и  в воде появляются пузырьки. Значит,  внутри нас есть воздух.

В.А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите  дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

А кто еще не может жить без воздуха? Дети: животные, растения.

Воспит: Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей планеты Земля. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый-на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.

Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)

В.: Итак, воздух окружает нас.  Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

Дети.  Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть  на ладонь.

Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете? (ТЕПЛО)  А теперь помашите  рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)

В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети:  Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в  лицо дует ветерок.

В.:  Какой делаем вывод?

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Опыт 5 (воздух не имеет запаха)

 В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети. Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой,  которая готовиться на кухне, дымом, если  горит костер, духами  и т.д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться.  В киндерах  были  вещества  с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху  определить, что  в них  было.

Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и  т. д.

В.:  Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: – Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (воздух легче воды)

В. Ребята,  у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте  их "утопить". Почему они не тонут?

Дети. Внутри  киндеров  и игрушек  есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод: Воздух легче воды.

В.- Итак, что же такое ВОЗДУХ?

Дети: воздух – это газообразное вещество,  не имеющее цвета, вкуса, запаха.

 В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите  зелёный  кружок, если не согласны,  красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

●Воздух окружает нас со всех сторон.

●Воздух можно услышать.

●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

●Чистый воздух не имеет запаха,  но может передавать запах предметов.

●Человек  может жить без воздуха.

●Ветер – это движение воздуха.

● Способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

● Воздух тяжелее воды.

Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам  дома рассказать  про нашего  нового  знакомого  невидимку.

назад

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×