"Лесные чудеса"
Цель: формировать у детей представления о диких животных: зайце, лисе, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Познакомить малышей со свойствами и качествами льда. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. Побуждать к высказываниям в виде полных предложений. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Ход занятия:
Все садитесь рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в лес пошла,
Бусы дивные нашла. Ой, упали. Надо бусы нам собрать. Начинаем собирать. Ребята, а у меня ручки замёрзли. А у вас? Почему замёрзли? (холодные). Почему холодные бусинки? (изо льда). А если из снега (то потрогайте, гладкая, скользкая). Давайте погреем ладошки вместе с бусинкой. Погрели, что получилось? (водичка). Почему водичка? (лёд растаял). Ручки у нас какие? (мокрые). Значит бусинки у нас какие? (холодные, изо льда, а в тепле превратились в водичку). Кто же потерял красивые бусы? (ответы детей). Бусы пока положим на блюдце и пойдём искать. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, шагают наши ножки. Через лужу – прыг. Через ямку – скок. Бух упали. Куда же мы попали? Шли мы, шли. В тёмный лес пришли, а у кочки, под кусточком белый заинька сидит, хвостик у него дрожит.
Как дрожит хвостик у зайчика? ( Упражнение "Зайкин хвостик" движение языка влево и вправо).
Нет у зайчика избушки.
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Под ореховым кустом. Позовём его тихонечко. Теперь погромче: "Иди к нам зайка!" Посмотрите, какой зайка! Какого цвета у него шубка? (Белая). Зима кончится, снег растает, зайка поменяет шубку и станет не белым, а серым. (Показываем картинку). Какая у него шкурка? (Мягкая, тёплая, пушистая). Какие у зайки ушки? (Длинные). Какой хвостик? (Маленький, короткий). Ребятки, а что зайка любит есть? Вот у меня в корзине капуста, морковка, шишки, конфеты. Что дадим зайчику? А теперь спросите у зайки, не потерял ли он бусы? Дети (Зайка не потерял бусы). Но зайка, нам так и не ответил, убежал.
Поиграем в игру зайчиков.
Зайка серенький сидит И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять,
(Дети показывают пальчиками как
зайка шевелит ушами) (Трут ладошку о ладошку)
(Прыгают)
Надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал Зайка прыг и убежал.
(Дети разбегаются и садятся на стульчики)
Кто – же зайку напугал? (Ответы детей).
Из корзинки лисичка гав – гав – гав. Это лисичка здоровается с нами. Давайте и мы с ней также поздороваемся (Дети гав – гав). Может лисичка зайца напугать? Как вы думаете? (Ответ: да). Посмотрим, что есть у лисички. Какой у лисички хвостик? Глазки? Какая у нее шкурка? (Мягкая, пушистая). Сядем отдохнем и поиграем в игру с пальчиками.
Сидит лисичка в тележке
Продает она конфетки.
Белочке, Воробью, синичке,
Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Кому в платок, кому в роток, Кому в лапочку.
Лисичка не такая уж плохая, всех угостила. А где лисичка живет? В лесу, в норке. Спросим лисичку, не она потеряла бусы? Вот и лисичка ничего не ответила, видно не она хозяйка бус.
Пойдемте дальше. А вот и мишка. Проснулся, уже не спит. (Достаем медведя). Почему проснулся? Зима закончилась и наступила – Что? (Если детям трудно помогать наводящими вопросами: сосульки капают с крыш, ручейки). Весна.
Потрогаем мишку. Какой мишка? (Толстый, мягкий).
Какого цвета его шуба? (Черная, коричневая).
Скажите кто больше медвежонок или лисичка? (Медведь больше).
Посмотрите, какой у мишки нос? (Маленький, круглый).
А это что усики?
А где хвост? Мишка покажи хвостик. Нет у медведя хвостика.
Что же это мишка плачет у-у-у? Почему мишка плачешь? (Воспитатель подносит его к уху). Ребята, мишка сказал, что это он потерял красивые бусы ледяные. Пойдемте к бусам. (Там блюдце с водой). Где же его бусы? Где же они? Сюда положили? Ребята, а наши то бусы растаяли, и стала водичка. В группе тепло ледяные бусы и растаяли, вот и на улице – солнышко припекает – снег тает. Как же нам мишке помочь, успокоить. А давайте сделаем другие бусы не ледяные, а настоящие. (Ответ: давайте). Вот у меня веревочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинке и наденьте на веревочку.
Какого цвета твоя бусинка? (Поочередно).
Готовы бусы. На-ка мишенька новые красивые бусы. Не плачь больше. А мы пойдем гулять на улицу, до свидания.