Пальчиковая гимнастика.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Тексты для этих игр – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомую дошкольникам «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.
Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:
· стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
· совершенствует внимание и память;
· формирует ассоциативно-образное мышление;
· облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Применяю в качестве физминуток во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара ко Дню защитника Отечества, «Теремок»- к Новому году и пр.). Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение и работаем над новым.
Пальчиковые игры.
Пароход.
Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
Капитан.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я – отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук – сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
«Воздушный шар».
Дети рассказывают стихотворение, выполняя соответствующие движения:
Надуваем, дети, шарик!
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Ш – ш – ш….
Стал он тонкий и худой.
В. Цвынтарный
"Апельсин"
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька – для утят
Эта долька – для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
"Гости"
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
"Горшок"
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
"Дом"
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Пальчиковая сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок.
у дверей остановилась и стучит:
Кто, кто в теремочке живет?
Ну, а мышке в ответ – тишина.
Стоит в поле теремок, теремок. Как по полю лягушка бежит, у дверей остановилась и
стучит:
Лягушка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, Мышка, в доме живу,
Пирожки с малиной жую. Аты кто?
Лягушка: Я Лягушка, Я Лягушка,
Я умею петь частушки!
Стоит в поле теремок, теремок.
Как по полю, полю Зайка бежит,
Зайка: Кто, кто в теремочке живет? Мышка: Я, Мышка, пирожки жую,
Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. А ты кто?
Зайка: Я Серый Зайка
На дудочке играй-ка!
Стоит в поле теремок, теремок. у дверей остановилась и стучит:
Лисичка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:Я, Мышка, пирожки жую, Лягушка:Я, Лягушка, частушки пою. Зайка: Я Серый Зайка- На дудочке играй-ка! А ты кто?
Я красавица Лисичка,
Всем свяжу я рукавички! Он не низок, не высок, высок. Как по полю, поля Мишка идет, у дверей остановился и ревет: Мишка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Звери Мишку испугались |
показывают руками «крышу теремка», «бегут» указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой – жест «Мышка»,
стучат кулачком правой руки о ладошку левой,
прижимают к губам указательный палец,
показывают руками «крышу теремка»,
шлепают ладошками по коленям – жест «Лягушка»,
стучат кулачком правой руки о ладошку левой,
жест «Мышка»,
«лепят ладошками пирожки»,
жест «Лягушка»,
показывают руками «крышу теремка», средний и указательный пальцы правой руки вытянуты вверх, остальные сжаты – жест «Зайка»,
стучат кулачком правой руки о ладошку левой,
жест «Мышка»,
жест «Зайка»,
имитируют игру на дудочке, показывают руками «крышу теремка»,
мягкие движения кистями рук, стучат кулачком правой руки о ладошку левой,
жест «Мышка»,
жест«Лягушка», имитируют игру на дудочке,
мягкие движения кистями рук, громко топают ногами, стучат кулачком о кулачок, стучат кулачком правой руки о ладошку левой,
сжимают пальцы в «замок»
|